ИЗ ИСТОРИИ
Есть в бескрайних степных просторах нашего района места, где
кажется, что со времени сотворения мира еще никогда по ним не ступала
нога человека. Насколько хватает глаз, вокруг нет ни каких-либо
строений, нет ни одного деревца, нет привычных бетонных опор
электролиний… Летом — ровное, как стол, полынное или ковыльное поле,
покрытое местами темными пятнами таволги, зимой — снег и снег.
Ощущение
того, что в таких местах никогда не ступала нога человека, конечно,
быстро проходит. Воображение начинает рисовать картины далекого
прошлого… Мчится лихая конница полудиких племен-кочевников, то ли
преследующих кого-то, то ли уходящих от погони. Несчетные стада скота
пасутся в степи, а поодаль от них юрты, кибитки…
К
сожалению, имеется совсем мало источников, которые могли бы рассказать,
какой конкретно жизнью жили те из людей, которые первыми ступили на
наши степные просторы.
Ученые восстанавливают историю наших предков, живших в конце последних тысячелетий до нашей эры и первых столетий нашей эры, в основном по археологическим памятникам. А письменных источников, за исключением плохо сохранившихся произведений древнегреческих и древнеримских историков и географов, просто не существует.
И все же ученые утверждают, что племена, первоначально обитавшие к востоку от Дона, а позже занявшие обширные степные районы от Южного Приуралья до Дуная, назывались сарматами и являлись частью огромного кочевого мира, освоившего в первом тысячелетии до н. э. — в начале н. э. Евразийские степи. Их образ жизни, хозяйственная деятельность во многом были близки северно-причерноморским скифам, среднеазиатским племенам — сакам, массагетам, савроматам, усуням и др.
В 3 в. н. э. в Северное Причерноморье пришли несметные полчища готов. Их сменили гунны. Позже на этой территории появились хазары, печенеги, кипчаки (половцы), монголы, калмыки… Раздольные безбрежные степи привлекали племена кочевников-скотоводов щедростью своих пастбищ. В борьбе за жизненное пространство одни племена изгоняли из занятых мест или истребляли другие. В степях царили жестокость, насилие, волчьи законы. Кочевники отличались воинственностью, мужеством, выносливостью. Вместе с мужчинами стойко переносили все тяготы кочевой жизни женщины и дети, зачастую тоже принимавшие участие в боевых действиях.
Свидетельств о том, что в то время племена скотоводов вели или по крайней мере пытались вести оседлый образ жизни, нет. До сих пор не найдено в наших краях ни одного древнего поселения. Те же немногочисленные находки археологов в песках Калмыкии и Северного Прикаспия, скорее всего, являются остатками развеянных погребений. Но и не исключено, что в тех районах находились зимние стоянки кочевников, и обломки керамики, находимые там, возможно, свидетельствуют о местах их стойбищ.
Вели раскопки саратовские и волгоградские археологи в 80-х годах прошлого века и на территории нашего района. Ничего, что бы напоминало о наличии здесь признаков оседлой жизни древних племен, тоже не удалось обнаружить.
И все же кого считать предками казахов? Ученые утверждают, что в число древних предков казахов следует отнести племена саков, обитавших на территории современного Казахстана в 5-4 веках до нашей эры. Веком спустя возникло племенное объединение усуней. А уже в 1 в. н. э. казахи вошли в состав племенного объединения аланов. В 6-7 в.в. н. э. казахи оказались под властью Западно-Тюркского каганата. Позже подпали под влияние огузов и кипчаков.
И еще под влияние не одного объединения разного рода племен кочевников подпадали казахи. Долгие годы находились под владычеством Золотой Орды (некоторые даже считают себя потомками Чингисхана).
И лишь в конце 15 и начале 16 веков ставшие во главе казахских племен султаны-правители создали Казахское ханство, раскинувшееся на огромной степной территории нынешней Сибири. С его созданием завершилось сложение казахской народности.
Термин «казах» в первой четверти 16 в. стал применяться ко всему населению сибирских и среднеазиатских степей. В середине того же века состав казахов пополнился племенами распавшейся к тому времени Ногаевской орды.
В целом к этому времени в составе казахской народности сложились три группы племен (жузов), каждая из которых существовала обособленно.
Мы не будем останавливаться ни на Старшем жузе (Улы-жуз), ни на Среднем (Орта-жуз), поскольку казахи, оказавшиеся на территории нынешнего Палласовского района, являются выходцами из Младшего жуза (Киши-жуз), из которого в самом начале 19 в. (1801 г.) выделилась и ушла из Сибири за Урал Внутренняя, Букеевская орда, заняв предоставленную ей Россией огромную территорию нынешнего Западного Казахстана.
Не от хорошей жизни покинули свои родные сибирские степи букеевцы. Сложное родовое и племенное деление, остатки патриархального родового быта, постоянная борьба за выживание порождали нередко в среде единокровных племен острые столкновения, междуусобицы.
Желая раз и навсегда покончить с такой неустроенностью жизни своих соплеменников, прогрессивно настроенный по тому времени султан-правитель Букей Нуралиев с одобрения и при активной поддержке других султанов и биев (почетных людей орды) обратился к императору России разрешить возглавляемой им части Младшего жуза занять территорию между Уралом и Волгой, откуда несколько лет назад произошло массовое бегство калмыцких племен к границам Китая.
Россия охотно согласилась с такой просьбой казахов, поскольку все они еще с 1738 г. уже считались подданными российского государства. Да и таким образом само собой решалась довольно острая для России проблема — заселение восточных окраин империи.
Первоначально 5 тысяч кибиток казахов (позже эта цифра значительно возросла) появились на отведенной им территории европейской части России. Орда, в честь ее предводителя Букея, была названа Букеевской, или Внутренней, поскольку оказалась окруженной со всех сторон российскими поселениями.
Следует отметить, что авторитет Российского государства в глазах многих казахских племен был всегда высок. Ермак пришел в Сибирь с огнестрельным оружием — ружьями и пушками, тогда как вооружением казаха-воина были всего лишь лук со стрелами, меч и копье. Предводители казахских племен прекрасно понимали, что наладить дружественные отношения с русскими — значит получить надежную защиту от постоянных посягательств враждебных племен.
В историческом романе современного казахского писателя Мухтара Магауина «Вешние снега» султан Ораз-Мухамед, младший брат хана Тауеккеля, упорно ищет контакта с русскими, у которых в то время (16 век) уже были в Сибири несколько мощных крепостных укреплений.
Не находит молодой казах понимания у местных слуг царя, и его как заложника отправляют в Москву. Там Ораз-Мухамед пришелся ко Двору, стал советником Государя, военачальником. И вот, что писал он оттуда в Сибирь хану: «…Мы, султан, вместе со всем здешним мусульманским обществом — с татарскими царевичами, ногайскими беками, черкесскими князьями — несем честную службу в ставке великого, грозного, счастливого удачами падишаха всех православных христиан, белого царя Федора Иоанновича. Благородный падишах облагодетельствовал нас, сделал владельцем многочисленных поместий, а также назначил военачальником, предводителем передового отряда.
Высокочтимый наш брат, хан всех ханов с кличем «алаш!», славящихся умом, грозных в гневе, неотразимых в бою! Великий русский падишах покорил земли, подчинил народы вокруг себя во все четыре стороны света. Русское племя — мужественное и храброе племя, а также и многочисленное. Пушек имеет сотни, ружей — тысячи. Слава его гремит по всему свету. Не вставай на пути вражды! Если убьешь их десяток, на место тех заступят десятки тысяч. Пришли гонцов. Снаряди посольство. Враждовать сотню лет. Дружить трудно, но это — на тысячи лет!»*
Хан Тауеккель «снарядил» посольство в Московию, возглавил которое султан Кул-Мухамед. Автор книги вставил в уста посла следующие слова, которые тот произнес на встрече с царем и его приближенными: «Хотя мы и живем далеко от вас, мы разглядели, сколь мужествен великий русский народ, сколь широка и щедра его натура. Мы расслышали биение его сердца, грозного для врагов, нежного для друзей. Мы, называющиеся Казахами, живущие на просторах раздольных степей, — народ, любящий волю. Храбры мы не меньше других народов. Страна наша самостоятельна и независима. Сердце наше всегда открыто для всех, желающих добрых, братских отношений. Слово, данное нами друзьям, — крепкое слово… Казахский народ хотел бы жить с великим русским народом в дружбе, быть с ним всегда в мире… Никогда не было такого, чтобы казахи поспорили о чем-то с русскими, чтобы сходились лицом к лицу в кровавом бою. Ничто не препятствует нашей дружбе, тому, чтобы мы породнились»* (наверное, многие политики нашего времени могли бы позавидовать тональности речи столь мудрого посла, жившего в 16 в).
Но вернемся к Букеевской орде. Султан-правитель Букей, произведенный царским правительством в 1812 г. в ханское достоинство, успел лишь обозначить некоторые преобразования в жизни своих соплеменников, некоторые пути перехода к оседлому образу жизни — он умер в 1815 г.
8 лет после смерти хана, в связи с несовершеннолетием его сына Джангира, ордой управлял брат Букея Шигай, которого, видимо, устраивали вековые устои жизни орды. И когда в 1823 г. царское правительство утвердило ханом Джангира, началась в Букеевской орде перестройка жизни на цивилизованный лад.
Современники Джангира из числа царских чиновников, в разное время побывавшие в Ставке хана, в своих воспоминаниях непременно отмечали его высокую образованность, интеллигентность (воспитывался некоторое время в семье астраханского губернатора), знал, кроме казахского, русский, татарский, персидский и арабский языки, писал на них.
Немалое влияние на Джангира оказывала его третья жена татарка Фатима, дочь оренбургского муфтия Мухамеджана Гусейнова, с которою он вступил в брак в 1824 г. Это была по-европейски образованная девушка, бывавшая в обществе, знавшая иностранные языки, музыку, танцы.
«Двадцать два года Джангир управлял киргизами, постоянно ласкаемый русским Двором и удостоившийся многих милостей. Киргизы любили его и непритворной грустью проводили его в могилу. Он постоянно старался о смягчении их нравов и дикости, и знакомил их с выгодами оседлой жизни, подавая им в том собою пример. Был общителен, приветлив и гостеприимен». Так было написано в некрологе, помещенном в «Саратовских Губернских Ведомостях», 1845 г., № 44».*
Кстати, о термине «киргизы». В Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1973 г., читаем: «До 1925 г. (отчасти и позднее) в литературе и документах казахов обычно именовали киргиз-казаками и просто киргизами, перенося на них самоназвание соседнего народа, собственно киргизов («кыргиз»)*.
И действительно, в шеститомнике «Букеевской орде 200 лет» в большом количестве опубликованных очерков, авторами которых являются царские чиновники или путешественники, казахи называются не иначе, как киргиз-кайсаки, киргизы, кайсаки (казаки). Лишь в «Очерках Зауральской степи и Внутренней, или Букеевской, орды» (книга 3), издателями которых были К. Солдатенков и Н. Щепкин, удалось прочитать следующее: «В… степи живет любопытное племя, известное у нас под именем киргизов, или полное название его — киргиз-касаки. Но так называют это племя только у нас, в Европе. Это имя чужое.
Ни сами себя киргизы, ни соседи их, кроме русских, не называют этим именем. Имя киргизы принадлежало всегда одному очень древнему племени, которое жило в Сибири. Оно постоянно было грозным врагом всех своих соседей, грабило и резало все, что ему попадалось…
Нынешние киргиз-кайсаки, или казаки, не имеют ничего общего с этим диким племенем. Они жили также в Сибири и назывались казаками. Эти казаки, или кайсаки, прежде были совершенно независимы, и своими всегда нечаянными хищническими нападениями делали такой вред южным сибирским областям, что напоминали собой прежнее страшное имя киргизов, и русские вместо брани стали и этих казаков называть киргизами. К их обыкновенному названию казак прибавлено было киргиз, и произошло странное имя: киргиз-кайсаки, или казаки»*.
Что же касается термина «казаки», то известные русские Толковые словари, называя его тюрское происхождение, в одном случае переводят как скиталец, бродяга, в другом — наездник на лошади. Второе значение, конечно, более подходит к слову казах. Трудно было раньше представить казаха без коня. Ну а переход звука «к» в звук «х» ученые-языковеды считают вполне допустимым. И термин «орда» со временем получил двоякий смысл.
В тех же «Очерках Зауральской степи и Внутренней, или Букеевской, орды» читаем: «Под словом орда наш простой народ разумеет просто всякое кочевое племя или бродячую, пожалуй, буйную шайку людей, смельчаков. Но у самих кочевников орда означает ставку (жилище-шатер) главного вождя, хана».
Для нынешнего читателя, особенно из числа палласовских казахов, наверное, будут небезынтересными сведения о том, из какого поколения и из каких родов (ру) состояла Букеевская орда.
В уже не раз упомянутом выше шеститомнике «Букеевской орде 200 лет» написано: «Букеевская орда состоит преимущественно из поколения Байулы, который дробится на роды: Ногай, Байбакты, Берш, Черкес, Тана, Алача, Адай, Кизил-Курт, Таздар, Маскарь, Джаппас, Исык, Китя, Исентемирь, Тама, Кердери, Табынь, роды Уходжей и Теленгутов»*.
Здесь же названо общее количество кибиток в орде — 10235 (по данным на 1830 год) и предполагаемое количество населения — 102350 человек (официальные переписи населения не велись).
Возвращаясь к рассказу о хане Джангире, следует прежде всего подчеркнуть то, что при помощи и поддержке царского правительства он очень многое сделал для своих соплеменников, приобщая их к более или менее цивилизованному образу жизни. При нем казахи стали впервые переходить к оседлости. При нем в орде впервые начали всерьез заниматься вопросами народного образования и здравоохранения. Джангир много внимания уделял духовному развитию казахов, значительно усовершенствовал судопроизводство, постоянно подчеркивал необходимость укрепления в орде межнациональных отношений и др.
О необыкновенной прогрессивности взглядов Джангира свидетельствует хотя бы вот это его письмо к своему сподвижнику родоправителю Чуке Нуралиеву: «Известно вам, что в нынешнее время необходимо иметь познания не только в чтении и письме, но и в разных науках, без чего нельзя хорошо научиться закону правоверному, пророком Божиим нам данному, ни в особенности без познания русской грамоты быть хорошим должностным чиновником в орде, именно родоправителем или депутатом. Вам известно, что без таких познаний скорее можно быть обманутым нехорошими людьми и весьма замедляется течение как судебных, общественных, так и частных ваших исков в обидах. Великий Государь Российский, по несказанной благости своей, хотя и допускает, что ныне должности сии занимают люди безграмотные, но это делая по великой доброте своей и попечению об нас — вместе с тем, открыл киргизам как простым, так и знатным доступ к образованию…
В настоящем году я полагаю открыть при Ставке моей училище и все, желающие отдать детей своих в обучение за умеренную плату, могут обращаться ко мне с просьбами. О сем я предлагаю объявить по ведомству на тему, в особенности, султанам, чтобы они рассудили, кого из детей и близких своих могут отдать в открываемую школу, и о том мне донести немедленно и подробно, с обозначением лет мальчиков. Я уверен, что вы употребите надлежащие старания к вразумлению родных и друзей ваших и всех, кого следует, что если и ныне науки приносят столь великую пользу, то внукам нашим и хорошо жить без них нельзя будет, что безграмотных и по-русски незнающих вовсе не будут определять в родоначальники и другие должности,что нам полезно и выгодно иметь лекарей из киргизов, что всякоестарание, всякая издержка денежная принесут во сто раз более плода, если они буду употреблены на обучение юношества, нежели на всякое другое доброе, даже милостивое дело, что лучше употребить денег нельзя, как на то, что приобрести знание святого закона Божьего и правды его, и через развитие в науках благородно и честно служить великому Государю Русскому и народу»*.
Приучать своих соплеменников к оседлой жизни Джангир начал с себя. С помощью царского правительства построил Ханскую Ставку в 70 км северо-восточнее озера Эльтон. Сначала здесь поселился сам хан со своей семьей. Вскоре его примеру последовали многие другие. Ставка со временем превратилась в настоящий степной городок со своим торговым центром, с разноязычным сословием купечества. Здесь по несколько раз в год стали проводиться ярмарки по продаже с одной стороны скота и продукции животноводства, с другой — промышленных товаров, поставляемых из городов России и среднеазиатских стран.
На северо-западе от Ставки примерно в двухстах километров от Саратова хан построил еще одну Ставку, известную под названием «Летняя ханская кочевка». Она расположилась на реке Торгун и состояла из девяти деревянных домов, по большей части летних, не имеющих печей. Здесь были заложены фруктовый сад, парк.
В настоящее время это село Кумыска и Палласовский противотуберкулезный санаторий, действующий только в летнее время.
Казахи меняли свои юрты на землянки постепенно и не сразу отказывались от кочевок. Этот период в их жизни нашел свое отражение в отчете некоего путешественника Я. Альбрандта «Букеевская киргизская орда», опубликованная в 1898 г. в русском журнале «Вокруг света», № 47.
Конечно, не сразу наладился быт переходящих к оседлости букеевцев. Было первоначально и такое: «Жилища киргизов разделяются на два вида: зимнее и летнее, или, как они их сами называют, землянку и кашарку (юрту). Первая построена обыкновенно из сырцового кирпича около какого-нибудь водоема, вследствие чего берега речек Узеней положительно усеяны зимними аулами в несколько землянок каждый. Все эти землянки построены на один шаблон, без всякой системы и малейшей претензии на какой-либо архитектурный стиль. Отличаются они друг от друга только меньшим или большим размером, да разве еще отсутствием или присутствием в стенах окон. При неимении окон свет проникал через отверстие в потолке, заделанное стеклом или просто тонко выделанной шкурой, пропитанной жиром. Войдемте в одно из этих жилищ, внутреннее устройство которых везде одинаковое.
Прежде всего мы вступаем в обширные темные сени, свет в которые может проникнуть только через наружную дверь, в них навалена часть топлива вперемешку с нужным и ненужным хламом. Отсюда входим непосредственно в кунацкую. Это обыкновенно большая и главная в доме комната, в одном из ближайших к двери углов устроена печка-очаг с громадным котлом. Этот угол, который ничем не отгорожен, представляет из себя кухню. Вдоль всей передней стены тянутся дощатые нары, устроенные на аршин от земляного пола. Нары покрыты, смотря по достатку хозяина, кошмами и коврами или только одними первыми. Нары собственно и составляют кунацкую (гостиную), а непокрытую ими часть комнаты нужно считать за переднюю и кухню. Рядом с таким приемным «залом» находится женское отделение, своего рода святая-святых, куда гости доступа не имеют, хотя обитательницы его от посторонних лиц нисколько не скрываются. Мебели никакой нет. Кухонная утварь крайне несложна и заключается обыкновенно в деревянных чашках, нескольких глиняных горшках, ковше, громадного размера вилках и ноже, но зато в редкой и разве уж слишком бедной семье вы не встретите самовара, без которого киргизы, большие любители чая, существовать не могут и только в крайнем случае или в дороге заменяют его большим медным чайником.
…Киргизы очень привязаны к своим семьям, глубоко любят свои степи, с которыми расстаются с большим трудом и только в крайних случаях.
Наречие букеевских киргизов имеет большое сходство с татарским, так что они друг друга хорошо понимают…»*
Отметим, что такие же в общем землянки, как говорится, еще долго имели место быть в наших краях и о них хорошо помнят палласовские старожилы.
Об экономических достижениях Букеевской орды при хане Джангире свидетельствует приводимая таблица, опубликованная в журнале Министерства Госимущества России в 1841 г. Размеры казахского скотоводства (а это была главная отрасль хозяйствования) выглядели по годам следующим образом (количество голов):
1827 г. 1832 г. 1839 г.
Верблюдов 52000 45000 91000
Лошадей 500000 250000 400000
Крупного
рогатого скота 100000 150000 180000
Овец 2000000 1500000 1500000*
Цифры впечатляющие, но в острозасушливые годы из-за бескормицы и суровых климатических условий стада, конечно, заметно сокращались.
Нелегким был процесс перехода букеевцев к оседлому образу жизни. И оседали казахи не только на территории нынешнего Западного Казахстана. Население орды заметно увеличивалось. Занять всю рабочую силу, особенно в неблагоприятные по погодно-климатическим условиям годы, становилось все сложнее и сложнее. Многие в поисках работы уезжали в разные районы Волжского Понизовья. Кто нанимался в пастухи к постоянно живущим в поселениях по берегам рек Ахтуба, Волга, кто отправлялся на Каспийское море в рыболовецкие артели, кто на соляные разработки, кто определялся на извоз. И не все возвращались в родные степи. Потому, несомненно, и можно встретить потомков букеевцев как по всей нашей области, так и вне ее. А в Палласовском районе сам Бог велел им быть. На протяжении вот уже более двух веков они живут практически рядом со своими единомышленниками-соплеменниками бок о бок с более 60 представителями других национальностей и народностей. Таким уж поистине интернациональным на все времена стал наш район.
Вместе палласовцы пережили революционные события, Гражданскую войну, вместе строили социализм, защищали общую Родину — Советский Союз в годы Великой Отечественной войны, восстанавливали разрушенное. Гордились своими достижениями, гордились своей принадлежностью к великому советскому народу. Вместе испытали горькие чувства от распада Советского Союза.
Дальше наш рассказ пойдет о том, как сегодня живут на территории Палласовского района потомки букеевцев. Вжились ли они в российскую действительность. Что такое для них родина? Какими качествами определяется прежде всего ценность человека? Что значит укреплять межнациональные отношения?