Новости Палласовки > Литературное творчество палласовцев > В неоплатном долгу. Ш.Ширзадов, гл.3
В неоплатном долгу. Ш.Ширзадов, гл.326 августа 2009. Разместил: inkor |
ТРАГЕДИЯ
На этом я прерываю рассказ моей мамы, который вот уже много лет постоянно звучит в моих ушах, запомнился почти слово в слово: Рассказ матери был долгим. Но дальше всё происходило тогда, когда я уже стал взрослым, и начал сам оценивать всё то, что было связано с жизнью моей мамы, рассуждать о том, выполняю ли я свой сыновний долг перед нею, сумею ли всё то лучшее, что было в моих родителях, воплотить в себе. Начал с того, что по совету мамы прочитал много всякой литературы о трагедии азербайджанского народа, случившейся в начале прошлого века и оставившей глубокие раны в душах не одного с того времени поколения людей. Ведь что породила та резня? Произошёл насильственный раскол целой нации. Спасаясь от геноцида, оставшиеся в живых азербайджанцы вынуждены были покинуть исконно родную землю, покинуть не одним поколением созданный домашний уют и начинать создавать его заново на пустом месте. Куда только не забросила судьба беженцев! Читаю, что в Иране оказались 20 миллионов азербайджанцев, в Ираке 4 миллиона, во Франции, Турции, Афганистане... И ведь такая же участь постигла миллионов простых армян, с чьими интересами никогда не считались националисты, экстремисты. Передо мной книга «История Азербайджана по документам и публикациям». Обращаюсь к фактам не вековой давности, а к тем, которые произошли за последние десятилетия, свидетелями которых ещё являются многие представители моего поколения. Вот что было в печально известном Карабахе: «В первых числах мая 1988 года, отмечается в книге, в селе Ширазлы Араратского района Армянской ССР было разрушено армянскими националистами 16 домов, сожжено 2 дома и одна автомашина. 210 семей (880 человек) из этого села в течение 4-х месяцев жили под открытым небом на берегу реки Араке. Против погромщиков никаких мер принято не было. Так был создан беспрецедентный для мирного времени «Институт беженцев», лёгший позорным пятном на государство. В райцентре Масис в ноябре 1988 года была предана огню мусульманская мечеть. В Ереване были преданы огню также мечеть, азербайджанская школа им. М.Ф. Ахундова и азербайджанский драматический театр. Обо всём этом и других фактах насилия погромов и убийств азербайджанцев бывший редактор республиканской газеты «Совет армянистана» тов. Гурбанов 3. написал специальную докладную и вручил её второму секретарю ЦК КП Армении тов. Кочеткову Ю.Т. Последний отправил письмо в МВД республики, а оттуда докладная была препровождена самим преступникам, совершившим эти изуверства. В Армении 131 колхоз и совхоз, объединяющие 176 населённых пунктов, были с азербайджанским населением» У них полностью реквизировали земли, присвоили их общественный и личный скот, разграбили принадлежащее им имущество, а самих их до единого изгнали из Армении. В общей сложности из 19 сельских и 9 городских районов Армении варварски изгнано более 180 тыс. азербайджанцев. Всех руководящих партийных, советских общественных органов, в том числе депутатов республики, членов ЦК КП Армении азербайджанцев по национальности, в Армении уволили с работы и изгнали из республики». Что всё это, как не этническая чистка? Ещё многие из нас, ныне уже семидесятилетние и постарше, помнят, какую тревогу вызывал в своё время у всех слово «Сумгаит». Приведу лишь небольшую часть из статьи академика 3. Буниятова, помещённой в той же книге «История Азербайджана по документам и публикациям». «Зверства, учиненные в Сумгаите, пишет академик, - это, несомненно, дело рук экстремистов. Я всегда говорил и буду говорить: нельзя приписывать содеянное горсткой подонков всему армянскому народу. С 1948 года,напоминает Буниятов, по чьему-то хитроумному плану из-за рубежа на территорию Армянской ССР начали мигрировать тысячи армян, причём, переселялась в основном масса дашнаков («Дашнакцутюн»— Армянская националистическая партия, возникшая в 1890 в Тбилиси, ставившая своей целью путём вооруженных выступлений и террористических актов с помощью западных держав создать автономное государство «Великая Армения»). С тех пор и началось притеснение и вытеснение азербайджанцев, живущих компактно на землях, составляющих Армянскую ССР, более 500-600 лет. Об этом говорят надписи на надгробиях, которые теперь варварски уничтожены современными потомками дашнаков. Гласность и перестройка в стране дали возможность воинствующим армянским мракобесам выйти из подполья и действовать уже в открытую, запугивая и устрашая трудолюбивый армянский народ, заставляя сутками митинговать и бастовать. Деятели всяческих националистических комитетов многие годы занимались денежными поборами с армянского населения, и кто не вносил деньги, тот объявлялся врагом нации и противником воссоздания мифической «Великий Армении». В Сумгаите создались тяжёлые условия для жизни местного населения. Вдобавок ко всему к моменту сумгаитской трагедии было переселено 20 тыс. бывших уголовников. Буниятов далее пишет: «Трагедия сумгаитская была запланирована армянскими националистами очень продуманно, за несколько часов до её начала в город тайно проникли армянские теле- и фоторепортёры, и они уже ждали. И первую преступную акцию под видом азербайджанца совершил некий Григорян, лично убивший пятерых сумгатских армян. Ну, а дальнейшее, так сказать, было делом техники, ибо огромную толпу уже нельзя было остановить...» Я совсем не случайно напоминаю читателям об этих не так уж и далёких трагических событиях. Нельзя забывать о них. Беспамятство — тоже одна из причин того, почему страшные уроки прошлого многих ничему не учат. Всего лишь десятилетия назад были Карабах, Сумгаит. Недавно — Цхинвали. А в Грузии ведь тоже мракобесы так «обработали» мозги части людей, что вселили в них веру, как впрочем многим и за рубежом, что агрессор — Россия. Есть ли гарантия того, что завтра ничего подобного не произойдет? Академик Буниятов в конце своей статьи выражает твердую уверенность, что есть такая гарантия. Он пишет: «Веками жили и будут жить азербайджанцы, армяне, грузины, лезгины и другие народы Кавказа вместе невзирая на расистские и националистические выкрутасы отдельных дашнаков». Дай-то Бог... А пока слишком часто повторяются трагические события. «Начиная с 1828-1832 годов, пишут известные азербайджанские учёные Д. Алиев и Б. Будагов, азербайджанцы, испокон веку составляющие в Закавказье на переднеазиатском нагорье подавляющее большинство, неоднократно подвергались изгнанию из своих исконных земель». Так было в 1828-1832, 1877-1878,1905-1907, 1915-1920, 1948-1953 и 1988 годах. Конечно, все эти события трактуются армянскими экстремистами как действия, направленные на воссоздание мифической «Великой Армении». Но упорно умалчивают они о том, что сделать это хотели и хотят за счёт ряда регионов Турции, земель азербайджанской республики и южных районов Грузии. Я далёк от желания превратить мои воспоминания о маме в какой то политический трактат, и всё же был и остался я азербайджанцем. ==================== В итоге так получилось, что азербайджанский народ, веками проживавший в Нахичевани,лишился по вине ряда горе-правителей на значительной части своей древней исторической родины природных богатств земли, её недр, водных ресурсов, флоры, фауны, пастбищ, гор, равнин, словом, всех принадлежащих ему веками элементов биосферы. Помимо этого тысячи азербайджанцев утратили сформировавшиеся на родной земле в их неповторимой сути обычаи, духовную культуру, фольклор, народную музыку, песни, древние ремёсла и т.п.». Как долго будет продолжаться такое и подобное ему беззаконие на земле? Вот почему, как я уже отметил выше, весть о недавней агрессии Грузии против южно-осетинского народа так больно застучала у меня в висках и живо напомнила о пережитом моими предками, моими соплеменниками. Россия вовремя остановила грузинского лидера, обезумевшего «защитника» выдуманной им какой-то «новой демократии» и взяла южноосетинский и абхазский народы под свою защиту, как сделала она это в начале прошлого века, предоставив миллионам азербайджанцев-беженцев кров на своей территории... Вот такова история. |