Благополучие населения - что это: иметь в холодильнике кусок колбасы на завтрак, парадно-выходные штаны в шкафу и автомобиль для поездки на дачу или на рыбалку, если есть какая-никакая работа и зарплата, или зто нечто иное, связанное с интеллектуальной или моральной удовлетворённостью? Да, слово благополучие означает нормальное, беспроблемное существование человека, неосложнённое какими-либо факторами, оказывающими вред здоровью или наносящими материальный ущерб населению.
До 2005 года функции органа, осуществляющего контроль за саниторно-эпидемиологической обстановкой, исполнял Центр госэпиднадзора (ранее СЭС - Санэпидемстанция), а с 2005 года после реорганизации - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) - это одна ветвь, и Филиал государственного учреждения здравоохранения (ФГУЗ) - центр гигиены и эпидемиологии, который производит лабораторные исследования и экспертизы промышленных и продовольственных товаров, анализы на наличие или отсутствие вредных для человека веществ и бактерий и т.д. Обе службы подчинены Онищенко Г.Г., находятся в составе Министерства социального развития. Роспотребнадзор, о котором идёт речь, образовался путём слияния ЦГСЭН (Центр госэпиднадзора), и Торгинспекции, и основная задача его - контроль и надзор за санитарно-эпидемиологическим благополучием и защита прав потребителей (не путать с комитетом по защите прав потребителей районной Администрации).
По словам главного государственного санитарного врача Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Палласовском и Старополтавском районах Волгоградской области Прияшкиной Нины Сергеевны (заметьте - два района) под контролем у них 1090 объектов (!) пищевой промышленности, предприятий торговли, лечебных, детских дошкольных, образовательных учреждений, промышленных предприятий, строительных организаций, организаций соцкультбыта, коммунальных (водопроводные, канализации свалки), объекты сельскохозяйственного назначения (животноводческие комплексы, МТМ, полевые станы, объекты по применению ядохимикатов), соблюдение правил охраны труда и т.д.. По защите прав потребителей - банковские услуги, Услуги связи, транспортные услуги, служб быта, общепита, ритуальные услуги и т.д. Одним словом, всё, что сопровождает человека от его рождения и до смерти, с чем соприкасается человек в процессе жизни, всё попадает в сферу внимания Роспотребнадзора. Также эта организация производит анализ заболеваемости населения, разрабатывает профилактические мероприятия, осуществляется противоэпидемический надзор за развитием инфекционных, паразитарных, неинфекционных, профессиональных заболеваний. Словом, оба района, состояние здоровья их населения - как на ладони, лучше их вряд ли кому известно.
- К примеру,- говорит Нина Сергеевна, - несколько лет назад всерьёз взялись за профилактику йододефицитных, железодефицитных состояний, так как достаточно много примеров заболеваний щитовидной железы, анемии и других заболеваний. По результатам проверок обязываем торговать йодированной солью, выпекать и пускать в продажу хлеб с содержанием йода, и только в 2007 году добились положительного эффекта - у детей до 14 лет положение стабилизировалось. Конечно, проще этого добиться там, где работают организованные коллективы - школы, детские сады, но остаётся очень много неохваченных детей, которые не посещают детские сады, а таких очень много. Мы ежегодно информируем всех глав администраций, в том числе и сельских о состоянии санитарно-эпидемиологической обстановки и направляем им рекомендации по организации тех или иных мероприятий. Можно сказать, что в решении демографических проблем, в достигнутых результатах есть и наша заслуга - наш район единственный в области может похвалиться показателями прироста населения.
На носу новый учебный год. Если сравнить степень готовности школ нашего района и Старополтавского, то надо сказать, что соседи лучше приготовились к нему, хотя по сравнению с 2007 годом улучшения небольшие есть. Взять организацию горячего питания - было охвачено 25% школьников, на нынешний год - 75%, хотя в старополтавских школах ещё в 2005 году 100% учеников были охвачены горячим питанием. Пусть не в упрёк будет сказано нашей районной Администрации, старополтавцы быстро реагируют на наши предписания, откликаются на наши пожелания и рекомендации. Тесно сотрудничаем с комитетом по защите прав
потребителей Старополтавской районной Администрации, в случае обнаружения их сотрудниками нарушений, сообщают нам - у нас есть повод для внеплановой проверки. Такого взаимодействия у нас нет с палласовским комитетом.
Некоторые школы нашего района получили новое холодильное оборудование, посуду, новые плиты. Начат ремонт пищеблоков, старые канализационные системы требуют ремонта, реконструируют под пищеблоки в своё время ликвидированные школьные столовые и т.д. Недоделок и недочётов - море.
Взять Путьильичёвскую школу - блестит, а пищеблок и спортзал - никакой. То же самое можно сказать и про Эльтонскую школу. А вот в старополтавских школах все требования выполнены своевременно - все школы готовы принять детей. Так что сравнение не в нашу пользу.
Какие санкции применяем к нарушителям, не исполняющим предписания? Штрафы. На сегодняшний день самое действенное средство. От 300 рублей до 4000 на граждан, а на юридических лиц есть и 10, и 20, и 40 тысяч рублей. Взять истекшее полугодие: составлено 223 протокола, из них 14 - по образовательным (!) учреждениям, а все остальные - свалки, предприятия сельскохозяйственного назначения, промышленные предприятия, предприниматели и т.п.. Кстати, что касается вопроса о продаже продовольственных товаров с просроченным сроком реализации, то , скорее всего, будет сниматься ответственность с торгующего лица - пора покупателям самим более внимательно относиться к покупкам. Видишь - просроченное - не бери (единственный минус - будут страдать неопытные дети - мнение авт.). Много жалоб поступает от потребителей, приобретших недоброкачественные промышленные товары. В основном продавцы соглашаются с претензиями и возвращают заплаченные деньги или обменивают товар. Но вот с одной неблагополучной "точкой" работать неприятно - "Телефон.RU". Видимо, товар они получают тот, который не берут в Волгограде или некандиционный, поэтому море жалоб. Хозяин в Волгограде, трудно вести переговоры на расстоянии и разрешать до конца такого рода конфликты, поэтому, пользуясь случаем, хочу сказать покупателям: будьте осторожны с товарами этого магазина.
Если говорить о городе, то надо сказать, что Палласовка практически не имеет централизованной канализации, всего 30% населения имеют такие возможности, но куда сбрасываются канализационные воды - за Палласовку,(в районе бывшего мясокомбината) в искусственное болото, где не производится никакой очистки, и запах там стоит такой... Остальные 70% населения имеют местные выгребные септики, самостоятельно избавляются от фекалий, а ведь на сегодняшний день на вывоз никто не имеет лицензии - кто вывозит? куда вывозит?
Крайне недостаточно решён вопрос с водоснабжением, хотя стало чуть лучше. За последние 10 лет практически не строятся водопроводящие сети, а которые строятся - без проектной документации, завуалированные под капитальный ремонт или реконструкцию (как в районе Комарова - 3МБ). Городские власти должны больше уделять внимания на благоустройство города. Приятно смотреть на многие магазины, отремонтированные старые и вновь построенные. Но если по торговым точкам свалили на предпринимателей, обязали их заняться внешним видом своих зданий, то по бюджетной сфере - заниматься некому. Порой даже ни проехать ни пройти к детскому саду. Конструктивного диалога не получается. Предписания, выписываемые на городскую Администрацию, возвращаются - не по адресу. Коммунальные службы поразбросали в аренду, мол, с них требуйте, но, извините, территория-то муниципальная, и хозяева - Администрация. Требуйте выполнения санитарных норм с арендаторов, оговаривайте в договорах, нет - сами исправляйте свои промахи.
Приятно отметить, что за последнее время преобразились предприятия торговли, изменились в лучшую сторону с эстетической точки зрения, улучшились условия торговли, стали более цивилизованными, практически во всех магазинах стоят кондиционеры или сплит-системы. Если на городском рынке раньше торговали пищевыми продуктами с лотков, можно сказать, под открытым небом, как в азиатских странах - вид растаявших конфет, засохшей колбасы и запах гнилой селёдки и рои мух вызывали отвращение, то сейчас сами предприниматели довольны тем, что работают в других условиях, в крытых павильонах. А ведь тоже поначалу роптали, мол. выдумывают чёрте-что, лишь бы нас как-нибудь притеснить. Оказывается, кое-кого надо потолкать и помять для их же блага. Нужно сказать, что приезжавшие в Палласовку представители Волгоградского областного Роспотребнадзора были приятно удивлены, посетив недавно открывшийся супермаркет ООО "Астра" А. Джумагалиева по улице Юбилейной. Это не "Пятёрочка", не филиал какого-нибудь "Мана", крупной сети магазинов, а местный предприниматель открыл торговый зал с высоким уровнем обслуживания, широким ассортиментом и современными, цивилизованными условиями торговли.
Не всё, далеко не всё поведала Нина Сергеевна Прияшкина - главный государственный санитарный врач Роспотребнадзора по Палласовскому и Старополтавскому районам. Ещё есть вопросы, которые интересуют многих жителей нашего района. Например, степени вреда, причиняемого выбросами газа Газокомпрессорной станции, соответствие санитарным нормам нашей воды, которую мы употребляем в пищу и др.. Надеемся, что мы в дальнейшем получим ответы на многие интересующие жителей нашего района вопросы. Но надо признать важность этой службы, необходимость выполнения требований, предъявляемых представителями Роспотребнадзора - в этом наше благополучие. И можно сказать, что в том, что в нашем районе не было много лет вспышек эпидемий, не было массовых отравлений, как в других районах и регионах - в этом заслуга работников Роспотребнадзора. К чести этого коллектива, из десяти территориальных отделов области и г. Волгограда по показателям в среднем по итогам первого полугодия наши занимают четвёртое место. Это что-то значит!