Уровень образования, качество знаний, получаемых в школах Палласовского района на протяжении многих лет всегда, особенно в советское время, был достаточно высоким, выпускники школ успешно поступали в ВУЗы, в том числе и педагогические, возвращались, в основном, в родные места. Недостаток кадров компенсировался тем, что бывшая система предполагала обязательную пятилетнюю отработку направленных в ту или иную местность выпускников, многие из которых по окончании срока оставались в Палласовке, обзаводились семьями и прирастали к нашим местам. И в те времена не с большим желанием ехали сюда специалисты. Очень долго ещё бытовало мнение, что Палласовка - место проклятое, и как в наказание получали сюда направление молодые врачи и педагоги. "Палласовка? А правда, что у вас до сих пор на верблюдах воду возят?" - нередко можно было слышать от выпускников, получивших направление в наш район. Но всё же приезжали, свыкались с суровыми условиями жизни, и проблема кадров так остро не стояла, как стоит сейчас. Сегодня мы должны надеяться только на своих, местных, на которых можно рассчитывать, что они вернутся домой и реально будут приносить пользу для района. Но для этого нам нужно вырастить, подготовить таких, которые смогли бы поступить в ВУЗы, получить специальность того же учителя и потом готовить на должном уровне новых учеников, способных поступить в педвузы - и так далее... Этот процесс бесконечный, и он не должен прерываться. Любой сбой в этой цепи обязательно даст свои отрицательные результаты, что мы и видим сейчас. Это не только наша, местная проблема - всей России. Редко какой провинциальный город может похвалиться отсутствием такой проблемы.
- 20 января в Николаевске состоялась встреча с ректором Волгоградского педуниверситета Сергеевым Николаем Константиновичем, рассказывает Наталия Михайловна Козина, зам. главы Администрации Палласовского муниципального района, - я давно уже мечтала с ним встретиться и познакомиться поближе, потому что мне Разий Абильевич Акишев неоднократно говорил о том, что когда-то с педуниверситетом были отлажены очень тесные связи в плане обучения наших педагогов, в плане переподготовки и повышения квалификации, и в своё время эти связи были нарушены. Поэтому я срочно выехала в Николаевск с целью поиска путей возрождения этих связей.
Педуниверситет на будущее планирует образовать на базе муниципальных районов подготовительные курсы на местах по переподготовке и повышению квалификации наших педагогов из сёл. Это очень хороший фактор. Следующее, что оно планируют - это проведение тестирования наших будущих абитуриентов, тех, кто будет поступать ВУЗ, с целью проверки знаний и уровня подготовки в плане поступления и сдачи ЕГЭ. Третье направление - они будут проводить выездные курсы по повышению квалификации педагогических работников села. Четвёртое направление, что для меня показалось очень интересным, то, что ранее мы заключали целевые договора (целевые направления) только через Комитет по образованию. Теперь же есть возможность заключать прямые договора с педуниверситетом, и гарантия поступления выше. Нужно сказать, что у нас очень маленький процент поступления в педуниверситет: из 35 целевых договоров, которые мы заключили через Комитет по образованию, наших ребят поступило всего 4. Это очень мало. И говорит о том, что дети из села не поступают, а основной дефицит педагогов-предметников как раз на селе. Это преподавателей информатики, химии, физики, не хватает учителей иностранного языка. Соответственно, хромает качество получаемых знаний, что и является препятствием для поступления в педвузы. Эту проблему я обозначила на встрече, и ректор, и присутствовавшие два проректора выразили готовность совместно её решать. Программа для поступления в ВУЗЫ, как официальный документ, ещё не поступила, но предварительно они уже знают, что основным условием для поступления в ВУЗ необходимо предоставление документа о сдаче будущим абитуриентом ЕГЭ по четырём предметам. Основной и обязательный - это русский язык, второй - по профилю, в зависимости от выбранной специальности, и два предмета на выбор, по желанию абитуриента. Педуниверситет выбрал для себя вариант, что они будут брать за основу три предмета, потому что третий и четвёртый студенту будет предоставлено право самому предоставить документ по одному из двух. Представители педуниверситета высказали пожелание, чтобы мы донесли до наших старшеклассников, которые в этом году будут сдавать ЕГЭ, чтобы они обязательно сдавали четыре предмета, чтобы иметь выбор и возможность манипулировать данными по тому или другому ЕГЭ, что немаловажно.
29 марта они будут проводить День открытых дверей. Для приехавших на этот День будет предоставлена возможность занести себя в базу данных, что позволит для будущих абитуриентов ускорить процесс оформления документов на приём. С этой целью нужно предоставить паспорт.
В случае большого количества желающих поступить в педвуз члены комиссии могут приехать сами и без проблем примут документы на поступление. Далее нам сообщили, что никаких льгот не будут иметь медалисты, но в случае большого конкурса всё же преимущественное право поступления будут иметь те, кто имеет медаль, те, кто предоставит прекрасное портфолио ( почётные грамоты, результаты каких-то достижений и т.д.) Также преимущественным правом будут пользоваться победители Российских олимпиад, конкурсов и т.д. Если раньше таким правом пользовались победители областных и региональных олимпиад и конкурсов, то в нынешнем году требования изменились. В педуниверситете существуют отдельно ещё институты переподготовки, повышения квалификации. Попутно можно будет получить ещё 62 профессии, не только педагогические, но и сопряжённые с педагогикой, к примеру, психологи, если педагог - химик, то может получить профессию химика-технолога и т.д. В этом году им не снизили количество мест, поступающим по целевому направлению. Они являются государственным вузом, финансируемом из федерального бюджета, всего 25% для поступающих на платной основе, все остальные - на бесплатной. По их анализам, поступивших в педуниверситет всего около 20% из сельской местности, основная масса - городское население. На это, конечно, влияют результаты ЕГЭ. И в этом году это тоже сыграет свою роль. Причины, в основном, в той разнице возможностей получения качественных знаний в городе и на селе. Это и использование новых технологий, и наличие библиотек, и культурных учреждений. Даже мероприятия, проведённые в рамках нацпроекта (то же подключение к интернету) не в полной мере оказывают действенную помощь. Поскольку сначала надо иметь преподавателя по информатике, чтобы он смог научить пользоваться интернетом, с новыми информационными технологиями. Всё опять упирается в наличие специалистов, которых на селе очень и очень мало.
Я обратилась с вопросом об организации семинаров для поступающих в ВУЗы на местах, чтобы будущие абитуриенты при подготовке могли обратить внимание на отдельные вопросы, на определённые разделы и темы до сдачи ЕГЭ. Какими дополнительными источниками пользоваться, чтобы пополнить свои знания по различным темам, чтобы восполнить недостатки школьной программы - ведь при поступлении это обязательно будет учитываться. Может быть, организовать на базе нашего района для желающих поступить в их ВУЗ, пригласить детей из Николаевского и Старополтавского районов. Они ответили, что, мол, не возражаем. Решение этого вопроса сопряжён с определёнными затратами, но всё это решаемо, а, главное, результаты обязательно сказались бы. Даже взять прошлогодних ребят. Если бы эти 35 выпускников были более подготовлены именно таким образом, то уверена, что поступило бы не 4, а значительно больше.