– С 1 января 2010 года уровень материального обеспечения неработающего
пенсионера не может быть менее прожиточного минимума, установленного
для пенсионеров на территории региона, – обратился к журналистам
заместитель управляющего Отделением ПФР по Волгоградской области
Владимир Федоров. – В случае если уровень материального обеспечения не
достигает прожиточного минимума, пенсионеру устанавливается социальная
доплата к пенсии.
При определении общего уровня материального обеспечения неработающего
пенсионера учитывается не только получаемая им пенсия, но и другие виды
выплат:
- Дополнительное материальное обеспечение;
- Ежемесячные денежные выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
- Иные меры социальной поддержки, установленные законодательством
региона (ежемесячные денежные выплаты региональным льготникам,
ежемесячные денежные выплаты взамен льгот по ЖКХ, по квартирной плате и
другие).
Социальная доплата может быть либо федеральная, либо региональная.
Если прожиточный минимум в регионе меньше, чем прожиточный минимум в
России, устанавливается федеральная социальная доплата к пенсии,
которая выплачивается органами Пенсионного фонда.
Если прожиточный минимум в регионе больше, чем прожиточный минимум в
России, устанавливается региональная социальная доплата, которая
выплачивается органами социальной защиты населения.
В Волгоградской области величина прожиточного минимума для пенсионера
законодательно пока не определена, но ее прогнозируемая величина (4284
руб.) ниже прогнозируемой общероссийской (4780 руб.). Соответственно, в
нашем регионе будет производиться федеральная социальная доплата к
пенсии.
Социальная доплата устанавливается по заявлению неработающего пенсионера.
Исключение составят дети, не достигшие возраста 18 лет, получающие
пенсию по случаю потери кормильца, которым социальная доплата будет
устанавливаться в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена
соответствующая пенсия.
– По предварительным данным с 1 января 2010 года право на получение
социальной доплаты будут иметь 83,1 тысяч жителей региона (11,5% от
общей численности пенсионеров – 723,7 тысяч), – продолжила начальник
управления организации назначения и выплаты пенсий ОПФР Елена Дзись. –
Средний размер доплаты в целом по области составит – 849,20 руб.; по г.
Волгограду – 870,32 руб., по городам области – 833,10 руб., по сельским
районам области – 832,56 руб.
Самый высокий средний размер доплаты в Ольховском районе (921 руб.); самый низкий – в Еланском районе (741 руб.).
Максимальный размер выплаты составит – 3646,29 руб.
По диапазонам размера доплаты количество граждан составит: до 1000
рублей – 53,8 тысячи человек; от 1000 руб. до 2000 руб. – 28,3 тысяч
человек, свыше 2000 руб. – более 1 тысячи человек.
Общеобластной объем денежных средств, который ежемесячно потребуется
для выплаты социальной доплаты предположительно составит 70,4 млн.
рублей.
Пример расчета социальной доплаты в Волгоградской области
С 1 января 2010 года сумма пенсии гражданки N с учетом индексации с 1
декабря 2009 г. и валоризации составит 3196 руб. 40 коп.
Помимо пенсии пенсионерка получает региональную выплату как ветеран труда 365 руб.
Итого общая сумма материального обеспечения – 3561 руб. 40 коп.
Общая сумма материального обеспечения гражданки N меньше регионального
прожиточного минимума пенсионера (4284 руб.), следовательно, гражданка
N имеет право на получение социальной доплаты.
Пенсионерка с 1 января 2010 года получит социальную доплату в размере 722 руб. 60 коп. (4284 руб. – 3638 руб. 40 коп.).
«Советский» стаж посчитают
С 1 января 2010 года органы Пенсионного фонда приступят к реализации
Федерального закона от 24.07.2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в
связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный
фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного
медицинского страхования». Этим законом внесены изменения в 36
нормативных актов.
В целом, нормативный документ направлен на совершенствование системы
пенсионного обеспечения. Государством намечен ряд действенных мер по
повышению уровня материального обеспечения и социальной защищенности
своих граждан.
Одна из основных мер – проведение валоризации денежной оценки
пенсионных прав граждан. Механизм валоризации, предусмотренный законом,
будет применен ко всем трудовым пенсиям граждан, имевших стаж до 1
января 2002 года. Дата назначения пенсии никакого значения не имеет.
По существу, валоризация – это повышение на 10% первоначального
пенсионного капитала граждан, сложившегося на 1 января 2002 года.
Пенсионерам, которые имеют стаж работы в «советский» период,
предоставлены дополнительные льготы – при определении процента
увеличения помимо 10% им будет учтено по 1% за каждый полный год стажа
до 1 января 1991 года. Причем стаж до 1991 года учитывается без
каких-либо ограничений.
Увеличение пенсии в результате валоризации у каждого пенсионера будет
определяться индивидуально в зависимости от суммы первоначального
пенсионного капитала, рассчитанного с учетом продолжительности
трудового стажа и величины заработной платы каждого конкретного
пенсионера. Таким, образом, даже при одинаковой продолжительности
«советского» стажа увеличение после валоризации у разных пенсионеров
будет различным.
Упрощенно повышение можно подсчитать следующим образом: страховая часть
пенсии на 1 января 2002 года индексируется на суммарный коэффициент
индексации страховой части пенсии с 2002 по 2009 год – 3,6784, а затем
– на процент валоризации.
Процент валоризации определяем так: при наличии 38 полных лет трудового
стажа до 01.01.1991 г. увеличение после валоризации составит 10% + 38%
за стаж до 1991 года. Общий процент валоризации – 48%. Именно на эту
величину следует умножить проиндексированную страховую часть.
Если в приведенном примере гражданин имел максимально учитываемое
соотношение заработков – 1,2, пенсия с 1 января 2010 года увеличится на
1860 руб.
По оценкам Отделения ПФР по Волгоградской области валоризация коснется
94% получателей трудовых пенсий, а это более 688 тыс. пенсионеров
региона. Валоризация проводится в беззаявительном порядке по
документам, которые имеются в пенсионных делах. В настоящее время все
управления Пенсионного фонда нашей области ведут проверку документов с
тем, чтобы ни один день трудового стажа гражданина не остался
неучтенным.
В любом случае, в течение следующего 2010 года гражданин может
обратиться в Пенсионный фонд и представить дополнительные документы о
стаже. Валоризация по этим документам будет проведена с 1 января 2010
года.
Дополнительно на выплату увеличенных в результате валоризации размеров
пенсии потребуется в среднем 690 млн. рублей в месяц или 8,3 млрд. в
год.
С нового года – новые полномочия
В июле текущего года принят Федеральный закон № 212 «О страховых
взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и
территориальные фонды обязательного медицинского страхования». Он
содержит принципиальные для пенсионной системы изменения: окончательный
переход на страховые принципы – замену ЕСН страховыми взносами. В
отличие от ЕСН – налога, который поступал в федеральный бюджет,
страховые взносы будут поступать напрямую в Пенсионный фонд. Важно, что
это персонифицированные платежи, которые отражаются на индивидуальных
лицевых счетах работников в системе индивидуального
(персонифицированного) учета, осуществляемого Пенсионным фондом.
Таким образом, теперь созданы условия для долгосрочной
сбалансированности пенсионной системы за счет установления зависимости
между уровнями тарифа и пенсий.
Сегодня единый социальный налог, который предусмотрен для наполняемости
социальных внебюджетных фондов, в том числе и Пенсионного фонда
Российской Федерации, администрируется налоговыми органами.
Таким образом, Федеральная налоговая служба производит учет и контроль
за уплатой страховых взносов и является администратором платежей по
обязательному страхованию, а Пенсионный фонд осуществляет вторичный
учет взносов.
Между тем существующее законодательство налагает на Пенсионный фонд
обязанности по взысканию недоимки и разнесению на лицевые счета
граждан, уплаченных за них взносов.
Такой порядок приводит к дублированию функций налоговыми органами и
органами Пенсионного фонда. Страхователь находится между двумя
контролирующими структурами.
C 1 января 2010 года единый социальный налог будет заменен страховыми
взносами, и Пенсионному фонду вернут статус администратора страховых
платежей в пенсионную систему и систему обязательного медицинского
страхования. В результате будут снижены издержки межведомственного
взаимодействия, исключено дублирование функций, совмещены финансовые и
информационные потоки в системе обязательного пенсионного обеспечения.
C 2010 года страховые взносы будут уплачиваться страхователями по
единой ставке с заработка, не превышающего 415 тысяч рублей в год на
одного работника. Свыше этой суммы заработок страховаться не будет, и с
суммы, превышающей 415 тысяч рублей, в год страховые взносы не
уплачиваются.
Плательщики страховых взносов, у которых среднесписочная численность
работающих превышает 50 человек, будут обязаны представлять отчетность
в электронной форме с электронно-цифровой подписью, что позволит
значительно снизить трудозатраты и материальные затраты (бумага,
картриджи) как со стороны страхователя, так и со стороны
территориальных органов Пенсионного фонда.
Стоит отметить, что принятие новых норм закона несет очевидные
преимущества для страхователя: направить отчет можно в любое время
суток, не покидая своего рабочего места, тем самым срок сдачи
отчетности продлевается до 24:00 последнего дня установленного законом.
Изменения законодательства упростили для Пенсионного фонда процедуру
взыскания задолженности. Начиная с 1 января 2010 года территориальный
орган Пенсионного фонда может принять решение о взыскании денежных
средств с банковского счета должника в бесспорном порядке. Если на
счете плательщика нет достаточной суммы или денежные средства
отсутствуют, орган Пенсионного фонда вправе взыскать страховые взносы
за счет имущества страхователя, направив в службу судебных приставов
соответствующее Постановление.
Столь более жесткий порядок по отношению к неплательщикам
устанавливается в целях защиты пенсионных прав граждан. К сожалению,
сегодня многие страхователи не исполняют обязанности по уплате взносов,
прикрываясь кризисом.
С принятием нового закона перед Пенсионным фондом ставится серьезная
задача – обеспечить максимальное качество администрирования страховых
платежей.
Сегодня для реализации этой задачи региональное Отделение ПФР обладает всеми необходимыми ресурсами.
Завершая пресс-конференцию, Владимир Федоров поблагодарил всех
представителей масс-медийного сообщества за активное информационное
сопровождение изменений пенсионного законодательства и выразил надежду,
что о новых инициативах государства узнает каждый житель региона.