Новости Палласовки > Палласовский район. Статьи > САВИНКА. БЫЛОЕ - На трудной, но родной земле. А. Тахтаров, гл.5
САВИНКА. БЫЛОЕ - На трудной, но родной земле. А. Тахтаров, гл.519 августа 2008. Разместил: inkor |
САВИНКА. БЫЛОЕ Это село всегда было и есть самое крупное на палласовской земле. И самое богатое. А за савинчанами давно утвердилась молва как о самых независимых, всегда имеющих своё собственное мнение палласовцах. Не раз приходилось слышать от некоторых руководителей района в личных беседах: "Уж эти савинчане...При обсуждении любого вопроса будут стоять на своем до конца. Упрямые хохлы". Я не улавливал в сказанном слове "хохлы" никакого оскорбительного оттенка. Просто речь шла об украинцах, предки которых когда-то очень настойчиво и упрямо обживали наш суровый степной край, основав Савинку. Переселение малороссов в степное Заволжье проводилось под контролем государства и преследовало ту же цель, что и переселение немцев. Известно имя первопроходца Романа Горюшко из села Савинцы Изюмского уезда Харьковской губернии. Побродив вместе с российскими чиновниками по берегам Торгуна, облюбовал место для поселения на одном из изгибов реки, где сейчас располагается небольшой хутор Томатный. Вскоре вслед за Горюшко в 1850 году перебрались сюда еще 15 семей из Харьковщины и назвали образованное ими село Савинкой, как и на родине. Но уже через год пришлось менять местожительство. Дело в том, что ближайшим соседом переселенцев оказался казахский хан Букеевской орды Кубыш, владения которого начинались на противоположном берегу Торгуна. Видя, как поначалу тяжело приходится новоселам обустраивать свою жизнь, хан решил воспользоваться этим и, преследуя корыстную цель, предложил им хорошо оплачиваемую работу - построить через реку насыпную плотину. Савинчане согласились. Но на свою беду. В весеннее половодье плотина преградила естесственный путь воды. Река вышла из берегов и затопила наспех построенное украинцами село. Зато залила под завязку огромный лиман, принадлежавший хану. В ту пору и получил лиман свое название Ханский, которое остается и сегодня. Роман Горюшко с двумя односельчанами отправился в губернский город Самару с жалобой на бая. Там пообещали найти выход из создавшегося положения. - Придется выбирать новое место для поселения,- сказал присланный губернатором чиновник и указал на нынешнее место раположения Савинки, в шести-семи км выше по Торгуну. Но и здесь бай был рядом. Вблизи стояли в окружении деревьев добротный дом, мечеть. На берегу работал чигирь - бесхитростное поливочное устройство, приводимое в действие верблюдом. Как пояснил губернский чиновник, все это принадлежит Кубышу, это его летняя резиденция. Каких-либо особых притеснений со стороны богатого соседа савинчане не испытывали. Разве что иногда на своих пиршествах, пригласив и новоселов, он всячески куражился над ними, выставляя их на посмешище перед своими богатыми гостями. Шли годы. К первым переселенцам прибавились новые из той же Харьковской губернии, а также Полтавской, Черниговской и др. Расширялись хлебные нивы и овощные плантации, вырастали новые сады, множилось поголовье скота. В своей книге "На степном Торгуне" савинчанин Г.Г.Килочек, в последние годы жизни переехавший в город Камышин, пишет о том, что представляло его родное село в конце 19-го - начале 20-го веков: "... большие деревянные одноэтажные и изредка двухэтажные дома под железной кровлей, с жестяными петухами на коньках, затейлевые кружевные узоры из дерева и жести на фронтонах и ставнях. Рядом с большими домами теснилась масса маленьких, покосившихся подслеповатых мазанок- хат с глиняной крышей, с жиденькими, в три-четыре доски воротами, а то и без заборов и ворот. Такие теснились подальше от Торгуна, на Голопузовке". Голопузовка, как понятно из самого названия, была микрорайоном села. Название других микрорайонов звучали получше: Городовка, Кырыковка, Кундаровка, Заречная (Бурсы). Наряду с украинцами в селе жили представители многих других национальностей - русские, немцы, татары, казахи. Всеми проявлялась религиозная терпимость - действовали две православные церкви, одна лютеранская, одна мечеть. Работало около сорока крупных и мелких лавок, несколько ветряных мельниц, а с 1901 года и одна паровая мельница. На территории Савинки не менее двух раз в год проводились большие ярмарки, на которые съезжались торговцы и покупатели как со всей самарской губернии, так и соседних регионов. Продавали скот, зерно, муку, а также многое из того, что необходимо в крестьянском хозяйстве. Вице-премьер Императорского географического общества П .П. Семёнов в своей книге "Россия" писал в 1901 году о широко распостранившейся славе савинских ярмарок. "Из всех ярмарок проводимых в наших краях, в Александровом Гае, Ханской ставке, савинская Козьмодемьяновская ярмарка - самая крупная и обильная разнообразными товарами". Общепринятым мнением тогда было то, что Савинская волость является хлебной житницей Самарской губернии с развитым мукомольным производством, с хорошо организованной торговлей... Когда мы в недалёком прошлом говорили, что Палласовский район богат революционными, боевыми и трудовыми традициями, то имели в виду прежде всего Савинку. Именно здесь классовая борьба приняла наиболее жестокий характер. Сначала всё решалось на митингах относительно мирно, затем произошли вооружённые столкновения, перешедшие в гражданскую войну... Это была жестокая борьба, в которой нередко пренебрегали нормами нравственности и морали, допускались массовые противоправные действия по отношению друг к другу противоборствующих сторон. Лишь к концу 1921 года на савинской земле, как, впрочем, и во всём степном Заволжье, классовое противостояние затихло. В жертву были принесены тысячи людей... Новый этап жизни савинчан после окончания Гражданской войны начался с объединения разорённых индивидуальных хозяйств в ТОЗы (товарищества по обработке земли), коммуны, общества бедноты, сельхозартели. Считается, что первый колхоз в районе в 1929 году создали савинчане, назвав его "Коммуна". Уже в следующем году было решено разукрупнить его. И вместо одного колхоза стало три: "Червоный партизан", "Путь к социализму", "Второй съезд колхозников-ударников". Далее продолжалось образование новых колхозов, которые то объединялись, то разъединялись. Становление советской власти и колхозное строительство на селе проходило сложно. Об этом в своё время я подолгу беседовал с ветеранами Савинки Яковом Алексеевичем Жигановым, Андреем Николаевичем Горбанёвым, стоявшими у истоков преобразования сельской жизни. Наша семья дружила с семьёй Федуловых. Глава семьи Андрей Кузьмич, один из руководителей савинского движения против контрреволюции, активный защитник советской власти во время Гражданской войны, бывая у нас, делился воспоминаниями, к которым я, юноша, внимательно прислушивался. Никакой бравады не чувствовалось в его рассказах о прошлом. Запомнилось однажды сказанное им: "Савинская трагедия..." Совсем недавно поздравил с 90-летием Шамьянову Вахиду Файзуловну, молодость которой прошла в селе Савинка. Выросла в бедной крестьянской семье. Рано оставшаяся сиротой, она с пятью братьями и сёстрами на себе испытала все трудности послереволюционного времени. Но хорошо помнит апа Вахида, как настойчиво стремились люди в тех условиях построить для себя лучшую жизнь. - И ведь наладилась было наша жизнь, сказала моя давняя знакомая,- да началась проклятая война... Сейчас трудно даже вообразить, какой была бы жизнь в Палласовском районе (а может, кантоне), не будь вероломного нападения на нашу страну Фашистской Германии. Но случилось то, что случилось. |