Новости Палласовки > Палласовский район. Статьи > Кумыска - село приграничное. Родина там, где родился. А.Тахтаров, гл3

Кумыска - село приграничное. Родина там, где родился. А.Тахтаров, гл3


20 ноября 2008. Разместил: inkor
тюльпаны    Прокладывая по степной глади себе дорогу, Торгун, встретив, наверное, какое-то препятствие, разлился здесь особенно широко, сделав правильной формы зигзаг. Левый берег сильно вдался в речку в сторону правого, образовав довольно обширный мыс.
    Известно, что мысы бывают  сложенными как коренными породами земли, так и наносными. В последнем случае они обычно низменны и представляют собою оконечности береговых аккумулятивных форм, т.е. попросту говоря, являются плодородными.
    Не это ли прежде всего имел в виду хан Джангир, когда решил именно здесь разметить свою Летнюю Ставку. Заложенный им парк, разросшийся с годами до огромных размеров благодаря, конечно, соответствующему уходу последующих поколений, вот уже почти два века продолжает восхищать степняков и их гостей.
    Здесь, тоже со времен Джангира, берет свое начало организация лечения напитком батыров — кумысом страдающих от такого тяжелого недуга, как туберкулез.
    Здесь, на окраине Ставки, из первых землянок впоследствии выросло вполне благоустроенное село Кумыска. Здесь успешно функционирует знаменитый противотуберкулезный санаторий «Палласовский».
    Это самая восточная часть района. Отсюда до границы с Казахстаном рукой подать.

    …Приграничное село, приграничная зона. До недавнего прошлого такие понятия в сознании палласовцев ни с чем тревожным не ассоциировались.
    Нынче многое изменилось. России понадобилось все свои границы, в том числе и с Казахстаном, значительно укрепить.
    Хорошо понимая это, старожилы Кумыски, с некоторыми из которых у меня недавно состоялись встречи с обстоятельными беседами, конечно, сожалеют о том, что сегодня нет свободного перемещения людей по родным раздольным просторам.
    Но есть то, что есть, и ничего противозаконного не совершено. Разве что в отдельных случаях следовало бы лучше учесть местные условия проживания населения в непосредственной близости по обе стороны границы.
    Однако не только о границе вели мы разговор. Каждый из старожилов счел уместным проанализировать свою долгую жизнь в селе, жизнь самого села, оценить то, что было в прошлой жизни и какова нынешняя жизнь.
    Постараюсь поподробнее передать читателям рассказанное мне.

Кумыска - село приграничное. Родина там, где родился. А.Тахтаров, гл3
 

САЛЬНИКОВ Николай Федорович:

    — Родился я и вырос в Кумыске. Идет мне восьмой десяток лет. Лишь дважды на непродолжительное время отлучался из села. С женой Тамарой Андреевной вырастили сына и дочь, которые давно уже живут самостоятельно и в иных краях.
    Я же менять свою малую родину никогда не собирался и не собираюсь. Правильно в народе говорят: «Где родился, там и пригодился». Надеюсь, что пригодился. Всю жизнь, до ухода на пенсию в 1990 г., проработал механизатором в подсобном хозяйстве кумысолечебницы (так мы попросту называем наш противотуберкулезный санаторий). Работала в местной пекарне и жена. Старость наша обеспечена. Живем в добротном доме со всеми удобствами. Держим кое-какую живность. Возделываем на приусадебном участке огород. Есть машина. Смотрим регулярно телевизор, читаем газеты. Так что в курсе мы всего того, что происходит в районе, области, стране, за рубежом.
    И то, что между Россией и Казахстаном граница стала настоящей, а не прозрачной, как была долгое время, что ж тут скажешь — таково требование времени.
    Но все равно, душе не прикажешь чувствовать сегодня одно, а завтра другое.
    Всего лишь какие-то десятки километров отделяют наше село от казахстанского. Общались мы постоянно и свободно. Немало жителей Кумыски находятся в близких родственных отношениях с живущими теперь в ближнем зарубежье. Наши стада и табуны беспрепятственно паслись на пастбища соседей. Никаких раздоров никогда не возникало.
    На всю жизнь  запомнился такой случай. Послали меня как-то на колесном тракторе отвезти кое-что нашим табунщикам, находившимся летом с табуном лошадей в районе казахской Горькой речки (в 70 км от Кумыски). Выехал под вечер. В пути застала ночь. Заблудился. Петлял-петлял по степи, пока не наткнулся на землянку. Но она оказалась не нашей. Вышел на грохот трактора хозяин землянки, казах средних лет, чабан. Без лишних расспросов, узнав, конечно, что я из Кумыски,  завел меня в свою степную хижину, как говорится, накормил, напоил и спать уложил. Наутро с помощью моего нового друга я без труда нашел своих односельчан.
    Ничего исключительного, из ряда вон выходящего я не рассказал. Такие добрососедские отношения были как само собой разумеющееся.
    А теперь вот размежевали нас, разделили добрых, искренне уважающих друг друга соседей.
    Но это, конечно, совсем не значит, что нашей дружбе пришел конец. Веками укреплявшиеся связи в одночасье не могут разорваться. Общаться с соседями мы продолжаем. Но через пропускной пункт. А это за сотню километров от нас. Думается, проблема связей приграничных поселений, расположенных далеко от пропускных пунктов, беспокоит не только нас, селян.
    Хочу немного остановиться и вот еще на чем. Сейчас в средствах массовой информации в дело и без дела много говорят и пишут о межнациональных отношениях. И делают это будто под благовидным предлогом — не допустить конфликтных ситуаций.
    Но не получится ли наоборот?
    Я много лет живу в многонациональном селе. Проработал почти 40 лет в действительно интернациональном коллективе механизаторов. (На коллективном снимке Н. Ф. Сальников в среднем ряду второй слева. — Авт.) Ведь ни разу и в голову не приходила мысль, что кто-то из нас только по своей национальной принадлежности лучше или хуже всех остальных.
    Ценность-то человека определяется прежде всего по его порядочности, уму, отношению к труду и окружающим его людям, а не по разрезу глаз или цвету кожи.
    В этой связи всегда с особой теплотой вспоминаю наших земляков, большую татарскую семью Наурзалиевых. И родители, истинные труженики, очень добрые по натуре люди, оставили по себе светлую память у ныне живущих. И все дети их выросли прекрасными людьми. Кто из старожилов всего Палласовского района не знает и не помнит Наурзалиева Тимофея Шагитовича, многие годы возглавлявшего  исполком районного Совета народных депутатов, Почетного гражданина Палласовки!
    А началось формирование личности Тимофея Шагитовича у нас, в Кумыске, в многонациональной среде, в обстановке дружбы и взаимопонимания селян.

Кумыска — село небольшое. Все живем на виду друг у друга. Как говорится, и в радости, и в горести — вместе. Так было в прошлом, живем нормально нынче. Очень хочется, чтобы и в будущем жизнь села протекала в мире и согласии всех, населяющих его. Нельзя допустить, чтобы межнациональная рознь, где-то уже вовсю проявляющаяся, дошла и до наших мест.

БАЛЕКЕЕВ Мухамедиар Касимович:

    — С дореволюционной поры мой род обосновался на Приторгунье, на месте, где сегодня располагаются село Кумыска и противотуберкулезный санаторий «Палласовский».

Кумыска - село приграничное. Родина там, где родился. А.Тахтаров, гл3[thumb=right]http:/

   Известно, что в конце 19 и начале 20 веков большие площади земли, прилегающие к Торгуну, принадлежали казахскому богачу Шангирею. Крупный землевладелец расширил бывшую Летнюю Ставку Джангира, организовал здесь полив чигирем парка и  фруктового сада, заложенных последним ханом Букеевской орды. Занимался орошаемым земледелием (лиманным), имел бесчисленные стада крупного рогатого скота, табуны лошадей, верблюдов, отары овец, которые паслись на обширных пастбищах, тянувшихся от Кумыски до Томатного.
    В отличие от других местных помещиков, Шангирей был, по рассказам моего отца, доброжелательным по отношению к работавшим на него людей, и во время революции народ мог заступиться за своего хозяина. Но тот предпочел со своей семьей скрыться в неизвестном направлении.
    Отец мой одно время работал приказчиком в имении Шангирея. Значит, тоже внес свой определенный вклад в становление и развитие жизни на этой территории Приторгунья. А в советское время постоянно занимался лошадьми. Ушел на пенсию с должности заведующего конефермой.
    Мое детство (родился в 1931 г.) было таким же, как и у многих, точнее — большинства моих сверстников. Всех нас равняла материальная необеспеченность, или, как говорили наши родители, нужда. Великая Отечественная война заставила нас быстро повзрослеть, приобщаться к труду. В заботах о куске хлеба мы как-то не придавали никакого значения тому, какой каждый из нас национальности. Среди моих настоящих друзей детства были и казахи, и русские, и татары, и немцы, и украинцы... Не все из них дожили до моих лет. Но кто дожил — дружим по-прежнему.
    Почему была и осталась такой крепкой наша связь? Потому что жили одним заботами и помыслами, потому что мы были частью единого — советского народа. Да, и пионерская организация воспитывала нас так, и комсомольская. И Коммунистическая партия Советского Союза, в рядах которой я состоял без малого 50 лет.
    Все старшее поколение Советского Союза успешно выдержало суровые испытания на прочность межнациональных связей. Единой, организованной силой были преодолены все трудности и достигнуты все победы.
    Не надо бы нынешним поколениям так легко отмахиваться от опыта прошлого в этом деле.
    Мы с женой вырастили четверых детей и уверены, что вырастили их с взглядами на межнациональные отношения, подобными нашим. Старший сын женат на русской. Все хорошо определились в жизни. Гордостью нашего рода и всего учительства Палласовского района стала жена моего сына Кадырбека Балекеева Шулпан Аскеновна, преподаватель химии Палласовской средней школы № 11. она удостоена высокой награды за свой творческий труд, с чем ее сердечно поздравили руководители области. (На снимке. — Авт.).
    Ни от кого из своих детей и внуков ни разу не слышал, чтобы кому-то из них кто-то хотя бы намекнул на то, что он не той национальности, какой следовало бы быть.
    Сам я прошел путь от пастуха, шофера, экспедитора, мастера-кумысодела до заместителя директора санатория по хозяйственной части. Работал под руководством людей разных национальностей, трудился в интернациональных коллективах. Не припомню ни одного случая, чтобы дело доходило до оскорбления моих национальных чувств.
    Да, я казах. Был и остался им. Но, наверное, с молоком матери вошло в меня сознание того, что это еще совсем не главное — вон сколько вокруг национальностей. А главное-то в том, какой из тебя получился человек — полезный ли обществу, или пустышка.
    Мои национальные качества никто у меня не отнимал и не отнимет. Знаю историю своего народа, своего  рода. Мне дороги казахские традиции и обычаи, культура, язык. Но ненавижу проявление национального чванства.
    Букеевская орда обрела в лице Российского государства своего верного защитника и покровителя. Многие из букеевцев и их потомков стали полноправными гражданами России. И ни о каком другом гражданстве никогда не помышляли.
    Для меня, для всех членов моей семьи существует одна единственная Родина — Россия. Мы — россияне.

Кумыска - село приграничное. Родина там, где родился. А.Тахтаров, гл3

ВИКУЛКИНА Раиса Михайловна:

    — Вот и нас с мужем Геннадием Дмитриевичем уже причислили к старожилам Кумыски. Муж-то ладно —  он родился здесь.  Здесь его малая родина. А я, как говорится, иногородняя. Пока не выучилась на фельдшера, жила в русском селе под Саратовом. Я подчеркиваю — в русском.
    И представляете, молоденькой девушкой оказываюсь более 40 лет назад в глухой степи, в небольшом селе на Торгуне, в многонациональной Кумыске с преобладанием в ней казахского населения. А должность-то — заведующая сельским фельдшерским пунктом. Сразу же пришлось вступить в контакты с местными жителями.
    Не скрою, испытывала на первых порах и тревогу, и отчаяние. В то время многие казахи, особенно женщины, строго придерживались старинных национальных традиций и обычаев. Бывало, придет пожилая пациентка в  национальной одежде да еще плохо говоря по-русски, и я терялась. Боялась, что никогда не сумею расположить к себе таких больных, никогда не смогу найти с ними общего языка. Право же, сказывались моя молодость и неопытность.
    Совсем недолго пребывала я в такой неуверенности в себе. С каждой новой встречей я проникалась к ним все большим и большим уважением. Нельзя было к ним относиться по-другому: они боготворили меня, глаза их выражали и мольбу, и надежду, и безграничное доверие. Да и замечательными людьми они оказались все, какой бы национальности ни были.  Радушно приняли меня в свою среду.
    Я полюбила своих пациентов. Загордилась своей профессией. И вот до сих пор работаю.
    Скажу честно: Кумыска стала моей второй малой родиной. Конечно, так хорошо прижилась я здесь и потому, что вышла замуж за местного парня, учителя начальной школы Геннадия Викулкина. А еще у меня появилось много настоящих подруг.
    А одна из них (ныне уже покойная) была мне как родная сестра — Фатима Шариповна Наурзбаева, заведующая сельским детским садиком. Позже она изменила фамилию, выйдя замуж за русского Владимира Андреевича Юданова, фронтовика, коммуниста, очень уважаемого за свою честность и принципиальность человека (тоже уже покойный).
    Что из того, что мы были с Феней (так все на русский лад называли Фатиму) разных национальностей? Мы были родственны  нашими делами, сердцами, взглядами, отношениями к жизни. Какая может быть национальная рознь между такими людьми?
    И не было, и нет проявлений такой розни в нашем селе. Просто не из-за чего ей появляться.
    Как я уже сказала, мой муж по профессии учитель, является Отличником народного просвещения. (Кстати, и я удостоена чести называться Отличником здравоохранения СССР). Бессменно 35 лет он учил и воспитывал детей села Кумыска. Без всякого преувеличения можно сказать, что это и его заслуга, и заслуга всех учителей, работавших до него и работающих сейчас, в том, что каждое новое поколение селян приумножает все то лучшее, что объединяет население села, а не разъединяет.
    В этой связи надо сказать и еще вот о чем. Я долгое время была членом профсоюзного комитета села, и в стороне от общественной жизни никак не могла стоять. Довольно активно работали сельские партийная и комсомольская организации, сельский комитет народного контроля. Были среди нас и депутаты сельсовета. Конечно же мы все были заинтересованы в том, чтобы моральный, нравственный климат в Кумыске сохранялся на должном уровне. Не оставляли без внимания ни одного «ЧП», где бы оно ни произошло — в быту, на производстве или при проведении какого-либо культурного мероприятия.
    К сожалению, роль общественных организаций в связи с перестроечными процессами в стране заметно ослаблена. Но думается, это явление временное. Очевидно, что вопросы воспитания людей пускать на самотек никак нельзя.
    Восполняет упускаемое общественностью директор санатория, он же директор подсобного хозяйства Ниталиев Николай Курмашевич.  Отличный хозяйственник, кандидат сельскохозяйственных наук, опытный руководитель, мудрый воспитатель, он делает все от него зависящее, чтобы каждый селянин был истинным патриотом своей малой родины. Это прежде всего он добился того, что Кумыска признана лучшим по чистоте и благоустройству селом в одной из крупнейших зон района — Савинской. Николай Курмашевич одинаково строг, требователен и доброжелателен по отношению ко всем жителям села.
    …Я, конечно, хорошо помню свое родное село под Саратовом. Но судьбе не прикажешь. Ей, видимо, было угодно, чтобы  основная моя жизнь прошла в ином месте — в ставшей мне тоже родной Кумыске. «Не место красит человека», — гласит народная мудрость. Я уж не знаю, украсила ли я чем Кумыску. Но знаю точно, что многолетнее общение с жителями села, такими разными по национальной принадлежности и такими схожими по своей доброте и отзывчивости, укрепили во мне веру в то, что жила и живу на белом свете не зря.

ДЖАМАНБАЛИЕВ Айдар Ильясович:

    — Когда при мне кто-нибудь затевает разговор о том, что не все национальности равнозначны, я обычно спрашиваю такого «умника»: «А разве медики обнаружили у кого-то голубую кровь? Кровь-то у всех у нас одинакового цвета — красная. Значит, все мы единокровные. А если и есть различия, то кроются они совсем в ином — в мере испорченности того или иного из нас, будь ты русский, казах или негр».
    Мой род (ру) входил в Букеевскую орду. Наш родоначальник по имени Берш жил и умер не на палласовской земле. Много воды утекло с тех пор. Жизнь распорядилась так, что мой дед, отец и вот теперь я (до недавнего прошлого) оказались в советской стране, в Советском Союзе, в Кумыске.
    Ни на какую историческую родину я не собираюсь уезжать. Родина у человека там, где он родился, где государство считает его своим полноправным гражданином.
    Таковыми были мой дед Гайнетдин и отец Ильяс. Таковы я, мои дети, внуки, близкие.
    Почему в последнее время то и дело ставится кое-кем под сомнение прочность межнациональных связей в нашей стране? Разве не доказана прочность этих связей всей историей послереволюционной России? Если бы не крепкие узы, связывающие всех нас — многочисленные национальности и народности СССР, — невозможно бы было добиться сразу после Гражданской войны такого бурного социально-экономического развития страны, нельзя было победить в страшной Великой Отечественной войне, не сумели бы так скоро восстановить разрушенное войной. И во всем этом участвовали наряду со всеми казахи, советские, теперь российские граждане.
    Кому-то (конечно нашим врагам) очень хочется ослабить эти связи, вбить клин в дружбу россиян.
    У нашего деда получилось несколько  иная история жизни (он и царя захватил), а мы с отцом выросли в советской Кумыске, в многонациональной семье палласовского народа.. учились в советских школах, состояли в рядах Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, Коммунистической партии Советского Союза. Государство дало нам профессии, обеспечило жильем.
    Забыть обо всем этом, предать можно, наверное, только если подвергнуться сильному зомбированию. Кстати, по всему видать, что все более активно пускается в ход это средство.
    Не стал мой отец в недавнее смутное время перевертышем. Когда кому-то показалось, что не место бюсту Сталина на территории санатория, отец перевез его к себе во двор, где стоит и поныне.
    «Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил», — эти слова из Гимна Советского Союза. По-моему, мало кто из ветеранов согласился с тем, что эти слова не соответствовали духу того времени.
    Мы с отцом были единомышленники, и советская власть была и осталась для  нас народной, справедливой. Ведь именно в советское время мой дед Гайнетдин приобрел прекрасную профессию мастера-кумысодела и долгие годы проработал в противотуберкулезном санатории «Палласовский». Авторитет его был непререкаемым. Скольким людям помог он восстановить свое подорванное здоровье!
    Такую же огромную пользу принес людям мой отец, унаследовав от своего отца умение приготавливать чудодейственный напиток батыров — кумыс. Не один десяток лет врачевал он больных санатория, пока не настигла его смерть. У постели умирающего отца я поклялся ему, что продолжу святое дело нашей династии. Нашего рода. Приготавливаемый мною и моими помощниками кумыс тоже лечит больных, какой бы национальности ни были они. Я уверен, что по моим стопам пойдет и сын мой Аманжол, ныне еще студент, но на каникулах постоянно работает со мной, осваивая секреты профессии кумысодела.
    Подрастает и внук. И верю, что и он со временем заменит своего отца в этом благородном и благодарном деле. Так что, как поется в известных песнях: «Не нужен мне берег турецкий», «Мой адрес: Советский Союз», точнее Кумыска, что на берегу древнего Торгуна. Прекрасная моя малая родина. Замечательные мои односельчане.
    Ну а то, что граница укрепилась, не беда. Дружба наша с казахстанцами как была крепкой, так и осталась. В Казахстане много наших родственников. Мы общаемся с ними, радуемся их успехам, как своим.
    Как-то еще при жизни отца прислал ему фотографию с дарственной надписью его двоюродный брат  Азербайжан Мадиевич Мамбетов, родившийся в 1932 г. в с. Савинка, что вблизи Кумыски, художественный руководитель Казахского государственного академического театра драмы им. М. О. Ауэзова. Он поставил много спектаклей не только в Казахстане, но и во многих городах бывшего Советского Союза и зарубежья. Является народным артистом как СССР, так и Казахской ССР.
    Гордимся мы таким знаменитым родственником. А он, несомненно, гордится нами. Настоящие мастера-кумысоделы всегда славились в казахском народе. И гражданство тут уж совсем ни при чем.

НИТАЛИЕВ Кван Курмашевич:

    — Называть себя старожилом Кумыски мне, наверное, еще рано. И все же уже четверть века живу здесь. Совсем немало. Считаю, что накрепко сроднился со здешней степью, прекрасными людьми, населяющими ее, с древним Торгуном.
    Родом я из Саратовской области. Да уж вот больше половины своей прожитой жизни считаюсь палласовцем, вхожу со своей семьей в состав кем-то очень метко названного палласовского народа и горжусь этим. А сообщество людей здесь образовалось действительно уникальнейшее. Не так-то просто и сосчитать, сколько какой национальностей люда живет вот уже не один век на этой далеко не нормальной по природным условиям земле.
    Но, видно, не природа на первом плане была у тех, кто решил приехать сюда и остаться здесь навсегда. Я для себя решил, что главной причиной особой притягательной силы палласовской земли является народ, живущий на ней, знающий, почем фунт лиха, наученный преодолевать любые жизненные трудности, благодаря своей сплоченности и дружбе, и потому доброжелательный, отзывчивый и гостеприимный.
    Я с большим интересом, когда нахожу свободное время, листаю книги по истории нашего степного края. В 19 веке объединенные Букеевская и Ногаевская орды, принявшие добровольное подданство Российского государства, начали обживать восточные степи России.
    Жаль, что не встретил пока нигде подробного описания первых поселений в нашем Приторгунье. Но вот что сохранил для нас российский путешественник Я. Альбрандт, описав, какой в конце 19 в. была соседняя с Кумыской Таловка, ныне казахстанское село:
    «Приехали в первую киргизскую (казахскую — Авт.) деревню Таловку, о которой я должен сказать несколько слов.
    …Таловка находится на левом берегу р. Малый Узень, имеет одну длинную, кривую, грязную улицу, на которой местами красуется что-то вроде лавчонок. Деревянных домов мало, почти все построены из сырцового (воздушного) кирпича, где кому в голову взбрело.
…Многие жилища представляют собой кучу сырой глины, и в них нет даже окон на улицу, так что часто трудно разобраться, что перед нами: жилое помещение или еще что-нибудь. Наибольший контингент жителей дают  татары… занимаются торговлей и промышленностью. Киргизов (казахов — Авт.) живет здесь сравнительно немного, да и то только в зимнее время, летом же они кочуют в степях. Мечети в деревне нет, хотя тут  живет правитель со своим штабом. В южном конце деревни находится довольно большое здание, которое выглядит несравненно лучше всех остальных, — это русско-киргизская (казахская — Авт.) школа. В настоящее время на средства правительства строится русская церковь. На правом берегу р. Узень, верстах в трех от Таловки, построена мечеть, около которой живет более десятка киргизских (казахских — Авт.) семейств, преимущественно из султанского рода…»*
    Конечно, Кумыска первоначально выглядела, наверное, не так, а значительно хуже. И я привел описание путешественника, чтобы подтвердить сказанное мною выше: знали наши предки, почем фунт лиха. Объединялись. Держались крепко друг за друга. Были взаимовыручка и взаимопомощь.
    И хорошо, что проявление этих лучших человеческих качеств и традиций наблюдаем и в среде нынешних степняков. А иначе ведь в нашем полупустынном краю и не выжить.
    Вспоминая прошлое, лучше ценишь настоящее. Я хотя и не из Кумыски, родился и рос тоже в сельской местности, в крестьянской семье. Начал работать с 16 лет учеником слесаря. В 20 лет стал помощником машиниста тепловоза. С 1981 г. начал работать в подсобном хозяйстве противотуберкулезного санатория «Палласовский», выполняя обязанности агронома. Работал, одновременно учился в Волгоградском сельхозинституте. Окончив его (агрономический факультет), меня назначили директором подсобного хозяйства. Защитил кандидатскую диссертацию. И вот уже 11 лет совмещаю две должности — директора подсобного хозяйства (СПК «Кумыска») и директора противотуберкулезного санатория.
    Скажу, что дела и в санатории, и в его подсобном хозяйстве, благодаря высокой организованности и ответственности работающих в них людей, огромной помощи районной и областной администраций и в целом государства, идут неплохо. Санаторий вот уже 82 сезона укрепляет ежегодно здоровье нескольким сотням больных.
    Конечно, не получается пока без всякого рода проблем и трудностей. Решаются они, преодолеваются. Может, не всегда так быстро, как хотелось бы. Но отрадно отметить, что, как и в советские времена, здравница оказывает все свои услуги больным совершенно бесплатно, за  счет государства.
    Да, улица в Кумыске, как когда-то и в Таловке, одна, протянулась вдоль Торгуна довольно далеко. Но стоят на ней добротные дома с приусадебными участками. В квартирах телевизоры, природный газ, телефоны. Нет проблем ни с питьевой, ни с технической водой. А из нерешенных проблем острой остается недостроенная асфальтовая дорога на райцентр — Палласовку (есть еще около десяти километров грунтовки). Да и необходимо переводить работу санатория на круглогодичный цикл. Потребность такая есть и в районе, и в области. Этим самым мы обеспечим все трудоспособное население Кумыски постоянными рабочими местами круглогодично.
    К рассказанному остается добавить только то, что мне, моей семье совершенно чуждо проявление так называемого чувства национального превосходства. Неужели кто-то именно за нашу национальность «продвинул» меня на такую ответственную должность, жену — на должность директора начальной школы, а дочь «устроил» в вуз? Абсурд.
    Правы были наши предки, которые еще вон когда считали, что в наших степях ценность человека определяется не по цвету кожи, а по труду, по делам, по отношению к окружающим его людям.
    На последних выборах меня избрали депутатом Палласовской районной Думы.