5
марта в прокуратуре области состоялось расширенное заседание коллегии,
на котором рассмотрен вопрос о состоянии законности и прокурорского
надзора за соблюдением законодательства о государственном и
муниципальном контроле.
В
заседании коллегии приняли участие представители администрации области,
ГУВД, ГУ МЧС России по области, управлений Росреестра,
Роспотребнадзора, Россельхознадзора, Управления ветеринарии,
общественных организаций «Деловая Россия» и «Опора России» и др.
Коллегия
отметила, что прокурорские проверки и обращения предпринимателей в
органы прокуратуры свидетельствуют о многочисленных нарушениях прав
хозяйствующих субъектов при осуществлении мероприятий по
государственному контролю (надзору) и муниципальному контролю.
В минувшем году прокурорами региона на этом участке надзора выявлено свыше 1000 нарушений.
С
1 мая 2009 года органы прокуратуры (в соответствии с требованиями
закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля) приступили к реализации полномочий по
согласованию внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего
предпринимательства. За истекший период от контролирующих органов в
прокуратуру поступило свыше 770 заявлений о даче согласия на проведение
проверок. При этом положительные решения по ним приняты лишь в 63%
случаев.
Причинами
отказа в большинстве случаев являются отсутствие оснований для
проведения таких проверок, несоответствие распоряжения (приказа) о
проведении проверки требованиям Федерального закона №294-ФЗ, отсутствие
документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проверки.
Наибольшее
число отказов в согласовании проверок получили Управление ветеринарии
администрации области (88%) и ГУ МЧС России по области (42%) по области.
В
прокуратуру Клетского района, например, в 2009 году от главного
ветеринарного врача района поступило 11 заявлений о согласовании
выездных внеплановых проверок субъектов малого и среднего
предпринимательства. Вместе с тем, основания для проведения всех этих
проверок у контролирующего органа отсутствовали, представленные
документы не соответствовали установленным требованиям.
В
прокуратуру области за согласованием проверок трижды обращалось
управление охотничьего и рыбного хозяйства администрации области и во
всех случаях в согласовании было отказано в связи с несоблюдением
требований, установленных законом. Причем, при повторных обращениях в
заявлениях содержались те же недостатки, на которые было указано
прокурором.
Не
всеми должностными лицами контролирующих органов требование закона о
необходимости согласования с прокурором выездных внеплановых проверок
малого и среднего бизнеса принято к безусловному исполнению.
Так,
в августе 2009 года госветинспекторами Фроловского района проведены
внеплановые проверки деятельности ООО «Арчединское», ООО
«Агро-Каустик», ООО «Фроловоагрогаз», относящихся к категории малого и
среднего предпринимательства, по результатам составлены акты. Вместе с
тем, названные проверки с Фроловским межрайонным прокурором не
согласовывались.
Без согласования с прокуратурой летом прошлого года проведены внеплановые проверки ИП Широкова С.Б., ИП Котовой Т.В. госветинспектором Фроловского района.
Государственными пожарными инспекторами Красноармейского отдела в Светлоярском районе в
минувшем году проведено 11 внеплановых выездных проверок представителей
малого и среднего бизнеса без согласования с территориальным прокурором.
До сих пор не искоренена практика проведения внепроцессуальных проверок органами внутренних дел.
Отдельными
должностными лицами ГУВД по области, районных отделов внутренних дел у
предпринимателей запрашивается финансово-хозяйственная документация,
организуются и проводятся проверки деятельности субъектов малого и
среднего бизнеса, в отношении предпринимателей составляются
административные протоколы в отсутствие к тому законных оснований.
Коллегией отмечено и низкое качество проводимых контрольно-надзорных мероприятий.
Свыше
80 проверок, проведение которых согласовано с органами прокуратуры
региона, оказались безрезультатными. При этом, в отдельных случаях
имелись основания для реагирования со стороны контролеров.
Нередко
контролирующие органы при получении отказа от прокуратуры области в
согласовании проверки ввиду неправильного оформления документов, не
предпринимали мер для исправления недостатков, а использовали
полученный отказ для уклонения от реализации предоставленных контрольных и надзорных полномочий.
За
такое отношение к своим обязанностям 2 должностных лица НВМУ
Ростехнадзора по представлению прокуратуры области привлечены к
дисциплинарной ответственности.
При
проверках прокуратура выявила отсутствие должного контроля за
исполнением выданных предписаний об устранении вскрытых нарушений.
Из 64 проверенных контрольно-наблюдательных дел Кировского отдела ГПН, например, в
22-х не имелось сведений о проведении контрольных проверок. Виновные
лица к административной ответственности за неисполнение предписаний не
привлекались.
Не лучше обстоит ситуация с проведением плановых проверок.
Зачастую проверочные мероприятия ограничиваются лишь составлением планов и «пустых» актов по результатам проверок.
Так,
в 2009 году ветеринарный надзор на территории Дубовского района
фактически провален. Госветинспекторами было запланировано и проведено
38 плановых проверок, по результатам которых вскрыто лишь 1 нарушение
ветеринарных правил, составлен 1 административный протокол по ч.1 ст.
10.6 КоАП РФ. В 37 случаях оснований для реагирования не усмотрено.
Вместе
с тем, в ходе этих проверок установлено, что на территории района
расположено несколько бесхозяйных скотомогильников, содержащихся с
грубыми нарушениями ветеринарного законодательства, однако каких-либо
мер по данным фактам не принято. В актах
проверок лишь констатирован факт, что данные ветеринарные объекты не
находятся на балансе органов местного самоуправления.
Михайловским
межрайпрокурором установлено, что в 2009 году госветинспекторами
Михайловской районной станции по борьбе с болезнями животных в 2009
году проведено 69 плановых проверок. Из них в ходе 63 проверок никаких нарушений не выявлено.
В
истекшем году органы прокуратуры впервые принимали участие в
формировании единого сводного плана проверок хозяйствующих субъектов.
Проведенная работа подтвердила, что подавляющее большинство органов не
готовы к осуществлению контрольных функций в новых условиях.
По
причине просчетов Управления госпожнадзора, например, прокуратурой
области полностью исключены из сводного плана на 2010 год проверки,
намеченные Управлением на территории Михайловского, Центрального и ряда
других районов.
По
результатам обсуждения вопроса коллегией принято соответствующее
решение, ориентирующее прокуроров на усиление надзора в рассматриваемой
сфере, пресечение незаконных проверок субъектов предпринимательской
деятельности, обеспечение прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении в отношении них мероприятий по
контролю и надзору.
В
адрес Главы администрации области и руководителей ГУВД и Управления
Роспотребнадзора по Волгоградской области внесены представления.