Прокуратурой
области с участием городских и районных прокуроров проведены проверки
соблюдения законодательства, регламентирующего порядок закупки
лекарственных средств и изделий медицинского назначения для
государственных и муниципальных нужд. Выявлены многочисленные нарушения.
В
ряде районов заказчиками указывались в технической документации
недопустимые требования к предмету поставки, соблюдение которых
ограничивало конкуренцию и создавало преимущества определенным производителям.
Так, в извещении о проведении запроса котировок на приобретение лекарственных препаратов для центральной районной больницы
Камышинского района содержались наименования мест происхождения
препаратов и наименования производителей лекарственных средств:
Амиоттарон 200 мг №30 (Франция), Винпоцетин 2 мг №10 (Венгрия),
Панкреатин №80 (Берлин-хеми) и др.
Городской
клинической больницей №1 им. С.З. Фишера в г. Волжском к характеристике
лекарственного средства Глибенкламид добавлялось требование о том, что
таблетки должны быть плоские с обеих сторон со скошенными кромками 1,75
мг №120. Данное описание лекарственного средства характерно для
препаратов определенной торговой марки немецкой фармацевтической
компании «Берлин-Хеми».
В некоторых случаях при размещении заказов не соблюдалась норма
Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд» об указании международных непатентованных
наименований лекарственных средств.
Неисполнение
этого требования допущено при проведении аукциона на закупку лекарств в
январе этого года Областным комитетом по здравоохранению и некоторыми
муниципальными лечебными учреждениями.
Прокурорами
выявлены факты нарушения норм бюджетного законодательства при
формировании начальной (максимальной) цены контракта. Некоторыми
заказчиками игнорировались требования закона об обязательном
мониторинге рынка лекарственных средств.
Клетской
центральной районной больницей, например, в течение 2010 года у одного
из поставщиков неоднократно закупался препарат «Сиофор» по цене от 242
руб., хотя у него же находился на реализации препарат «Глюкофаж»,
обладающий аналогичными фармакологическими свойствами, минимальной
стоимостью 161 руб.
Нарушения
требований законодательства к определению цены контракта при его
заключении допущены в деятельности Алексеевской и Среднеахтубинской
районных больниц.
Так,
в муниципальный контракт между МУЗ «Среднеахтубинская ЦРБ» и ООО
«ЭкстремФарм-2» включено условие, позволяющее увеличивать цену
контракта в связи с повышением цен производителя, тогда как в
соответствии требованиями законодательства цена государственного или
муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе
его исполнения.
В отдельных районах лечебными учреждениями нарушался порядок закупки лекарственных средств.
Например, Большелычакской участковой больницей во Фроловском районе без проведения запроса котировок заключено с аптекой семь договоров о поставке одноименных товаров на общую сумму 278000 рублей.
В ряде случаев котировочными комиссиями допускались нарушения при рассмотрении поступивших котировочных заявок.
Так,
Волгоградским областным клиническим онкологическим диспансером в апреле
этого года незаконно отклонена заявка одного из поставщиков на участие
в размещении заказов. В отношении председателя единой комиссии по
размещению заказов - главного врача лечебного учреждения возбуждено
административное производство по ч. 6 ст. 7.30 КоАП РФ (отклонение
членом котировочной или единой комиссии котировочной заявки по
основаниям, не предусмотренным законодательством о размещении заказов
на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд).
В то же время имели место случаи необоснованного допуска заявок к участию в размещении заказов.
Прокурорами
установлены неединичные факты нарушения сроков заключения
государственных и муниципальных контрактов на поставку лекарственных
средств, изделий медицинского назначения.
Всего
органами прокуратуры в сфере закупок лекарственных средств, изделий
медицинского назначения и медоборудования для государственных и
муниципальных нужд выявлено 168 нарушений законодательства. В целях их
устранения внесено 76 представлений, возбуждено 23 административных
производства, опротестовано два незаконных правовых акта, объявлено 8
предостережений о недопустимости нарушений законов. 38 должностных лиц
привлечены к дисциплинарной ответственности.
Прокуратурой установлен контроль за фактическим устранением нарушений законности.